Подписаться на рассылку

Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

О сквернословии

 

 

«БЛУД И НЕЧИСТОТА НЕ ДОЛЖНЫ ДАЖЕ ИМЕНОВАТЬСЯ У ВАС, КАК ПРИЛИЧНО СВЯТЫМ. ТАКЖЕ СКВЕРНОСЛОВИЕ, ПУСТОСЛОВИЕ И СМЕХОТВОРСТВО НЕ ПРИЛИЧНЫ ВАМ, А, НАПРОТИВ, БЛАГОДАРЕНИЕ, ИБО ЗНАЙТЕ, ЧТО НИКАКОЙ БЛУДНИК, ИЛИ НЕЧИСТЫЙ… НЕ ИМЕЕТ НАСЛЕДИЯ В ЦАРСТВЕ ХРИСТА И БОГА» (Еф. 5, 3 – 5).

Апостол Павел

 

Сквернословие – болезнь, нашего общества, которой поражены сегодня многие люди самых разных слоев и возрастных групп. То, что даже несколько лет назад считалось верхом бесстыдства и распущенности, сегодня стало чуть ли не нормой. С некоторых пор эта грязь стала ещё и неким штампом, чуть ли не всенепременным атрибутом русскости – вроде пресловутых мишек да балалаек, водки да селёдки. Какой ты, дескать, мужик, ежели не можешь загнуть эдакое?! Сквернословие проникло в печать, кино, на телевидение; происходит опошление нашего быта. Уже повсеместно можно слышать утверждения, что мат – нормальное явление в языке. Мат грозит стать чуть ли не альтернативой нормальному литературному русскому языку; гнилые слова становятся нормой в языке.

Сквернословие употребляется даже в семьях и между взрослыми, и в разговоре родителей с маленькими детьми. Сквернословие проникло в наши жилища и дворы, школы и улицы, укромные уголки тенистых скверов и бескрайние поля, сам воздух России, кажется, напоен до предела миазмами этой заразы. Сквернословят старшие и младшие: отцы семейств и хранительницы очага, подрастающие мужчины, будущие матери и маленькие дети (причём женская половина нашего общества ныне даёт фору мужской).

Ожидающие своего благословенного появления на свет Божий младенцы ещё в утробе своих матерей вместе со смрадом удушливого сигаретного дыма заглатывают грязь брани; слово, предваряющее их начало, омерзительно и богохульно.

«Также сквернословие и пустословие с смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф.5;4). «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29).

Современный автор В.Ирзабеков говорит о происхождении т.н. «русского мата»:

«…я убеждён, что в русском языке мата нет и быть не может. Да-да, вы не ослышались, мат лежит за пределами, за дальними границами моей благословенной территории, которая зовётся великорусским языком… орды завоевателей, захватившие русские земли, но так и не сумевшие покорить душу русского человека по причине непостижимой для них веры его во Христа и верности Ему, посягали на то, что злой варварский ум ни понять, ни принять не в состоянии, - на Таинство Боговоплощения. Да-да, именно об этой нашей Матери вели они свою похабную речь, это на Ее Небесную чистоту покушались они своими погаными устами. Закономерно поэтому, что ругань именуется ещё и инфернальной лексикой, ведь инферна по-латыни означает АД».

В словаре В.Даля сказано:

«Скверна – мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат… всё богопротивное».

Епископ Варнава (Беляев) пишет, что срамословие – «наследие чисто языческое. Оно всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских (см. Откр 2,24) и тёмных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками Хама». Культы древнего Вавилона, земли Ханаанской, в которых практиковалось принесение в жертву младенцев, служение разврату, блуду, ритуальная проституция, и дали соответствующую терминологию ритуальных заклинаний, которые легли в основу матерной брани.

Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчёркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «не браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления… чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

Ничто не проходит бесследно. К примеру, часто звучащее слово «козёл» есть ничто иное как проклятие, адресованное ближнему. Священное Писание передаёт: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и поставит овец по правую сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25,31-46). Вот и получается, что, бросив в чей-то адрес незамысловатое, на первый взгляд, обидное словечко, мы, сами того не осознавая, творим над ним суд, который нам неподвластен: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7,1-2). А значит, адресованное ближнему грубое словцо на деле оборачивается проклятием, обращённым… к самому себе!

По слову Христа Спасителя, «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12,36). Однако грех сквернословия намного тяжелее греха празднословия. Стало быть, и наказание будет куда более тяжким! Первое же испытание, именуемое в Церкви мытарством, которое ожидает нашу с вами душу после смерти, - ответ за сквернословие, за словесную распущенность, за лексическую грязь. «Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему как быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3;10-12).

Мы целуем святой Крест, святые иконы, святые мощи, священную книгу Евангелие. Устыдимся произносить срамные, гнилые слова устами, освящаемыми прикосновением к святыням великим! Надо помнить, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но и ангелы (и Сам Господь).

СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СКВЕРНОСЛОВИЯ

Сквернословие – болезнь души. Как и другие болезни, она исцеляется с помощью Слова Божьего. Молитва, чтение Библии и духовной литературы – первый и самый важный шаг.

Избегайте общения с людьми, которые являются источниками сквернословия. Если такой возможности нет – примите это как искушение и не поддавайтесь соблазну быть похожими на них. Иногда нужно поменять своё окружение (друзей, знакомых), если они не принимают нормального общения.

Не торопитесь говорить. Лучше сначала подумать о том, что сказать, и только после этого говорить.

Чтобы избавиться от так называемых «слов-паразитов», надо больше читать художественной литературы (желательно не детективы и не фантастику). Чтение хорошей христианской литературы поможет Вам создать новые разговорные модели. Чем больше читаешь, тем больше меняется манера разговора.

Избегайте конфликтных ситуаций (а ещё лучше – научитесь уходить от них). Конфликт всегда является источником большого внутреннего напряжения, которое необходимо куда-то сбрасывать, т.к. человек не может долго находиться в таком состоянии. У каждого есть свой способ: кто-то плачет, кто-то тут же начинает делать работу по дому, в саду, в огороде, кто-то идёт заниматься спортом. Подберите себе один из таких способов (только ни в коем случае не сбрасывайте негативную энергию на других людей).

И самый главный совет – имейте желание стать лучше, избавиться от греховных привычек; без желания никакого результата не достичь.

 

По материалам:

Арефьев А .Скверное слово… : http://www.hram-leonovo.ru/news/91/853

Ирзабеков В. «Тайна Русского слова. Заметки нерусского человека»