Подписаться на рассылку

Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

О блуде

 

 

Святитель Димитрий Ростовский го­ворит: «Все грехи неприятны Богу, раздражают Его и побуждают к гневному отмщению, но в неодина­ковой мере, ибо всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, - как говорит апостол, - а блуд­ник грешит против собственного тела (1 Кор. 6:18), - против тела, которое Христос искупил Своей честной Кровью и уготовил быть храмом Святого Духа. Поэтому Он в особенности гневается на блуд­ника и изощряет против него гнев отмщения».

ХРАНИ СЕРДЦЕ ТВОЕ

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи,
ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют», - говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: (1 Кор. 6:9,10).

С чего начинается грех блуда? «Всякий, кто смотрит на женщи­ну с вожделением, уже прелюбо­действовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 28). Вот где начало стра­сти. Человек впускает ее в сердце, услаждается ею, а там уже недалеко и до телесного греха. Грех исходит из сердца, но в сердце он тоже как- то попадает. Блудная страсть, как говорят Святые Отцы, напрямую связана со страстью чревоугодия, телесного пресыщения и излишнего винопития. «Воздержание порож­дает целомудрие, чревоугодие же есть матерь блудной похотли­вости» (преподобный Нил Синай­ский). «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство», - предостерегает нас апостол Павел (Еф. 5:18).

Любодеяние и чревоугодие - страсти плотские, и обуздать ее можно, приучая плоть к воздержа­нию и умеренности. Жирная, сытая, острая пища, обильное винопитие - все это очень горячит кровь, вы­зывает игру гормонов, возбуждает. Это общеизвестный факт. Другой фактор, влияющий на буйство пло­ти, - это не хранение зрения и других чувств. Не только телеэфир, Ин­тернет, но и улицы наших городов наполнены нецеломудренными изо­бражениями. Можно ли уберечься от всей этой скверны, которая бук­вально преследует нас на каждом шагу? Сложно, но можно. Господь не дает испытания не по силам. И тот человек, который хочет хранить свою душу и тело в чистоте, сможет это сделать даже в Содоме, подоб­но праведному Лоту.

Первое, что нужно сделать, - со­кратить количество источников со­блазна до минимума.

Второе - не фиксировать свое вни­мание на раздражающих объектах, не прилепляться к ним. Не пожирать глазами соблазнительные картины.

Третье - не только не проявлять особого внимания к соблазнам, но и изменить свое отношение к ним, воспринимать предмет соблазна как нечто нейтральное. Ведь хорошими или плохими их делает наше отно­шение к ним. Например, на женщи­ну можно смотреть как на предмет вожделения, а можно (даже если она не очень скромно одета) как на нечто нейтральное. Об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть - смо­три, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без дурных мыслей».

Грех не во взгляде, а в отношении. Представьте, что мы находимся в Москве, где-нибудь на Тверской улице. Кругом шикарные машины: «Ауди», «Мерседесы», «Ленд Крузеры», иногда промелькнет даже «Бентли», а у нас скромные «Жигу­ли» или мы, вообще, идем пешком. И вот у нас есть выбор: или впасть в грех (зависти, вожделения, осуж­дения), или просто не обращать на все это автовеликолепие внимания, а может быть, даже порадоваться за обладателей иномарок.

Также и со взглядами на лиц про­тивоположного пола. Особенно это относится к женатым мужчинам.
«Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совра­тились с пути чрез красоту жен­скую... Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склони­лась к ней душа твоя и чтобы ты не поползнулся духом в погибель» (Сир. 9:8-11).
«Не внимай льстивой женщине, ибо мед источают уста чужой жены и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нис­ходят к смерти, стопы ее достига­ют преисподней» (Притч. 5:1-5).
Для женатого должна существовать только одна женщина - его жена, он должен оценивать как женщину только ее. «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и кото­рую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем» (Еккл.9:9).
И, конечно, о чем всем нам нуж­но помнить, - это наше поведение. «Горе тому человеку, через кото­рого соблазн приходит» (Мф. 18:7).
Нескромная одежда, двусмыслен­ные шутки, легкость в обращении с противоположным полом - все это может навредить не только нам, но и другим людям. И тогда «горе нам». Что бы мы ни делали, нужно всегда задумываться: не движет ли нами бессознательно какая-либо страсть и как наше поведение отзо­вется в сердце другого человека. Брань с разжжением плоти - вещь естественная, не нужно ее бояться. Каждый человек чувствует в своем теле определенные поползнове­ния, движения. Но эти движения не должны выходить из-под контроля. Наши гормоны, наше естество нуж­но всегда держать на коротком по­водке и в строгом ошейнике, иначе этот пес вырвется и может покусать нас самих. Если мы хотим бороться с похотью плоти, просим у Бога помо­щи, Господь обязательно поможет нам. Если не будет борьбы с плотью, не будет и награды за подвиг.

Вот какую историю приводит пре­подобный Иоанн Мосх в своем «Луге духовном»:
Некий пресвитер Конон часто со­вершал таинство крещения. Вся­кий раз, когда ему приходилось помазывать святым елеем и кре­стить женщин, он впадал в боль­шое смущение и по этой причине даже хотел уйти из монастыря. Тогда явился ему святой Иоанн Креститель и сказал: «Будь тверд и терпи, и я избавлю тебя от этой брани». Однажды к нему пришла для крещения девушка-персиянка. Она была так прекрасна, что пре­свитер не решился помазать ее святым елеем. Она прождала два дня. Между тем пресвитер Конон, взяв мантию, удалился со словами: «Я не могу более здесь оставать­ся». Но едва взошел он на холм, его встретил святой Иоанн Предтеча и сказал: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Конон с гневом ответил ему: «Будь уве­рен, ни за что не вернусь. Ты не раз обещал мне это, но так и не выпол­нил обещания». Тогда святой Иоанн раскрыл его одежды и трижды осе­нил крестным знамением. «Поверь мне, Конон, - сказал Креститель, - я желал, чтобы ты получил на­граду за брань эту, но так как ты не захотел, я избавлю тебя, но вме­сте с тем ты лишаешься и награды за подвиг». Возвратившись в мона­стырь, пресвитер крестил перси­янку, как бы и не заметив, что она женщина. После чего до самой смер­ти совершал крещение без всякого нечистого возбуждения плоти.

Плотскую похоть не случайно сравнивают с огнем, пламенем. И Святые Отцы единодушно гово­рят, что нельзя давать ей никакой пищи (топлива) через пресыщение плоти, зрение, слух и другие чув­ства, и тогда с ней нетрудно будет справиться. Внезапно вспыхнувшее пламя легко можно затоптать, но пройдет всего несколько минут - и будет пылать весь дом. Кто хоть раз видел большой пожар, знает, как неуправляема огненная стихия. «Два качества умножают грехи, а третье навлекает гнев: душа го­рячая, как пылающий огонь, не угас­нет, пока не истощится; человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не про­горит огонь. Блуднику сладок вся­кий хлеб: он не перестанет, доколе не умрет» (Сир. 23: 20-23). Да не будет этого с нами!


Составлено по материалам статей священника Павла Гумерова