Подписаться на рассылку

Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

О гневе и раздражительности

 

 

«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем»

(Еф. 4:26,27)

 

Гнев способен полностью разру­шить очень хорошие отношения между самыми близкими людьми. Если человек вспомнит себя в ми­нуту гнева, он ужаснется. «Гнев гу­бит, умерщвляет душу и удаляет от Бога. Гневающийся... убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокой­стве...» - говорит преподобный Еф­рем Сирин.

Гнев - это не просто вредная при­вычка, но и одна из восьми челове­ческих страстей. В духовной брани вести борьбу только с грехами так же безуспешно, как срезать появ­ляющуюся на огороде сорную тра­ву, вместо того, чтобы вырывать ее с корнем и выбрасывать. Грехи являются неизбежным следстви­ем страстей души. Поэтому наша борьба должна быть направлена против самих страстей, а не толь­ко их последствий. В деле спасения души необходимо воспитывать в себе постоянные благие склонно­сти и расположения. Именно в этом и заключается христианское со­вершенство или спасение. Страсть можно также сравнить с хрониче­ской, укоренившейся болезнью. Но даже запущенную болезнь можно вылечить. Самое главное, что для этого нужно, это: 

Осознание того, что вы боль­ны страстью гнева и зависимы от нее. Если Вы плохо можете себя контролировать, то Вы уже не вла­ствуете над страстью, а она над вами. Признав же ее греховность и гибельность, нужно сознать себя страдающим этою страстью, или ее зачатками, сознать себя духовно больным и нуждающимся в исцеле­нии от такого недуга.

Нужна решимость вести по­стоянную борьбу с гневом. С гне­вом, как и всякой страстью, нельзя справиться только своими силами. Если человек и добьется чего-то собственными усилиями, эффект будет недолговременным и вско­ре страсть опять вернется. Потому что надежда только на собственные силы в борьбе с грехом, приводит к гордыне. Лекарством против стра­сти должен быть, поучению Святых Отцов, "праведный гнев" на самую страсть, а в данном случае - на са­мую гневливость нашу. Для того нам Творец и вложил способность гневаться, чтобы направлять это чувство на свои грехи, страсти и на диавола, а не на наших ближних.

Начать нужно с молитвы - утром и вечером, а также каждый раз, ког­да мы встречаемся с человеком, на которого привыкли раздражаться. Проснувшись утром, прочтя утрен­нее правило, будем молиться Богу (можно своими словами) об избав­лении от гнева: «Господи, помоги в этот день не раздражаться, не гневаться, никого не осуждать, не делать пустых замечаний». Также нужно молиться и за тех, на кого мы гневаемся, кто обижает нас. «Моли­тесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 4:44), - говорит Господь в Евангелии. Молясь за обидчиков, мы уже боремся с гневом, переста­ём видеть в них врагов, а начинаем осознавать, что они нуждаются в нашей молитвенной помощи. Мо­литься также нужно и о разреше­нии любой напряжённой, немирной ситуации.

Затем нужно бороться уже с са­мим проявлением страсти. Если не получается удержать язык от гневных и обидных слов, то нужно по крайней мере прекратить бесе­ду, либо замолчать, либо перевести ее на другой предмет. По большей части достаточно будет два или три раза поступить так и человек уже ощутит плоды своего труда в борь­бе со этой страстью.

Страсть гнева, также как, на­пример и блудную страсть, нужно бороть в самом ее зародыше. Преподобный авва Дорофей приво­дит такую аналогию: «Кто разводит огонь, тот берёт сначала малый уголёк: это слово брата, нанесшего оскорбление. Вот это пока ещё только малый уголёк: ибо, что такое слово брата твоего? Если ты его перенесёшь, то ты и погасил уголёк. Если же будешь думать: «зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его». Вот ты и подложил лучинки, или что-либо другое, по­добно разводящему огонь».

В самом начале с раздражением легко справится. Ведь маленький уголёк легко затоптать и погасить. Усилием воли нужно заставить себя помолиться и отвлечься на что- либо, заняться каким-то простым делом, уйти в другую комнату или помещение. Но если не только не гасить этот уголек, но и наоборот раздувать, поддерживать горение - пожар неминуем.

Действенное лекарство против гнева и раздражительности есть испрошение прощения и самоукорение.

 

 

«...ЕСЛИ КТО-ЛИБО В НАЧАЛЕ СМУЩЕ­НИЯ, КОГДА ОНО НАЧИНАЕТ, КАК МЫ СКА­ЗАЛИ, ДЫМИТЬСЯ И БРОСАТЬ ИСКРЫ, ПОСПЕШИТ УКОРИТЬ СЕБЯ И ПОКЛО­НИТЬСЯ БЛИЖНЕМУ, ПРОСЯ ПРОЩЕНИЯ, ПРЕЖДЕ НЕЖЕЛИ РАЗГОРИТСЯ РАЗ­ДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ТО ОН СОХРАНИТ МИР... ПОСКОЛЬКУ КАЖДЫЙ ОПРАВДЫ­ВАЕТ СЕБЯ, КАЖДЫЙ... ПОЗВОЛЯЕТ СЕБЕ НИЧЕГО НЕ СОБЛЮДАТЬ, А ОТ БЛИЖНЕГО ТРЕБУЕТ ИСПОЛНЕНИЯ ЗА­ПОВЕДИ... ПОЧЕМУ МЫ ЛУЧШЕ ОТ СЕБЯ НЕ ТРЕБУЕМ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПОВЕДЕЙ, И НЕ УКОРЯЕМ СЕБЯ В НЕСОБЛЮДЕ­НИИ ИХ? ГДЕ ТОТ СТАРЕЦ, КОТОРЫЙ, КОГДА ЕГО СПРОСИЛИ: "ЧТО ГЛАВНОЕ ИЗ НАЙДЕННОГО ТОБОЮ НА ПУТИ СЁМ, ОТЧЕ", - ОТВЕЧАЛ: "ТО, ЧТОБЫ ВО ВСЁМ УКОРЯТЬ СЕБЯ". ЭТО И ВОПРО­СИВШИЙ ПОХВАЛИЛ И СКАЗАЛ ЕМУ: "НЕТ ИНОГО ПУТИ, КРОМЕ СЕГО"»

Преподобный авва Дорофей

 

Тому, кто страдает вспыльчи­востью, следует постоянно быть бдительным и помнить, особенно при общении с людьми, про свою слабость. Вспоминать, когда под­ступает раздражение, к чему обыч­но приводят необдуманные слова и поступки.

Ложась спать нужно всегда ис­пытывать, как прошел день. И если мы были одолеваемы какими-либо страстями и в течении дня мы поддавались им и грешили - нужно мысленно покаяться в этих грехах перед Богом и продумать, то как мы должны будем поступить в подоб­ной ситуации в следующий раз.

Бывает, что кто-либо из близких заметив, что мы стремимся к миру, по внушению диавола делается еще более придирчивым, и таким образом не всегда бывает возмож­ность удалить от своей семьи или общества дух гнева и пререканий: Тогда нужно принять это как крест от Бога. И если нет возможности удалиться от такого ближнего, то нужно стараться всеми силами са­мим сохранять мир и доброжела­тельность к такому человеку, как сказано в псалме: с ненавидящими мир был мирен (Пс. 119:6). Но важ­но понимать, что в особых случа­ях в общении с ближними уместна твердость и строгость, но при этом нужно блюсти свою душу от гнева и злобной мести.

И самое главное - гнев нужно не просто подавлять в себе, но взра­щивать в душе противоположные гневу добродетели.

 

 

«КАЖДЫЙ ЖЕЛАЮЩИЙ СПАСТИСЬ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО НЕ ДЕЛАТЬ ЗЛА, НО ОБЯЗАН ДЕЛАТЬ И ДОБРО, КАК СКА­ЗАНО В ПСАЛМЕ: УКЛОНИСЯ ОТ ЗЛА И СОТВОРИ БЛАГО (ПС. 33, 15); НЕ СКА­ЗАНО ТОЛЬКО: УКЛОНИСЯ ОТ ЗЛА, НО И: СОТВОРИ БЛАГО. НАПРИМЕР, ЕСЛИ КТО-НИБУДЬ ПРИВЫК ОБИЖАТЬ, ТО ОН ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО НЕ ОБИЖАТЬ, НО И ПОСТУПАТЬ ПО ПРАВДЕ; ЕСЛИ ОН БЫЛ БЛУДНИК, ТО ОН ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО НЕ ПРЕДАВАТЬСЯ БЛУДУ, НО И БЫТЬ ВОЗ­ДЕРЖНЫМ; ЕСЛИ БЫЛ ГНЕВЛИВ, ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО НЕ ГНЕВАТЬСЯ, НО И ПРИОБ­РЕСТИ КРОТОСТЬ; ЕСЛИ КТО ГОРДИЛ­СЯ, ТО ОН ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО НЕ ГОР­ДИТЬСЯ, НО И СМИРЯТЬСЯ. И СИЕ-ТО ЗНАЧИТ: УКЛОНИСЯ ОТ ЗЛА И СОТВОРИ БЛАГО. ИБО КАЖДАЯ СТРАСТЬ ИМЕ­ЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ ЕЙ ДОБРОДЕ­ТЕЛЬ: ГОРДОСТЬ - СМИРЕННОМУДРИЕ, СРЕБРОЛЮБИЕ - МИЛОСЕРДИЕ, БЛУД - ВОЗДЕРЖАНИЕ, МАЛОДУШИЕ - ТЕР­ПЕНИЕ, ГНЕВ - КРОТОСТЬ, НЕНАВИСТЬ - ЛЮБОВЬ И, ОДНИМ СЛОВОМ, КАЖДАЯ СТРАСТЬ, КАК Я СКАЗАЛ, ИМЕЕТ ПРО­ТИВОПОЛОЖНУЮ ЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

Преподобный авва Дорофей

 

В борьбе с гневом необходимо за­менять агрессивные, гневные по­мыслы на светлые, добрые, снис­ходительные. Воспитывать в себе терпение, мир сердечный, незлобие и кротость.

МОЛИТВА ОТ СТРАСТИ ГНЕВА

Боже милосердый и человеколюбивый! по неизреченной Твоей благости сотворивый нас из ни­чего, для наслаждения Твоими Благами, и Кровию единородного Сына Твоего, Спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей! приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети воз­мущению сердец наших, дабы не лишился Ты в один час нас обоих, чад Обоих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во нетление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», ибо светильники наши погасли от недостатка елея, Аминь.