Подписаться на рассылку

Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

Сребролюбие

 

 

«Корень всех зол есть сребролюбие»

1 Тимофею 6:10

 

Сребролюбие - третья из восьми главных страстей, состоящая в нена­сыщаемом, бесконечном увеличении внешних благ. Сребролюбие - нару­шение второй заповеди, идолопо­клонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу»: «Нельзя слу­жить Богу и маммоне» (Мф. 6:24), то есть богатству.

Преподобный Иоанн Лествичник называет эту страсть «тьмоглавым (многоглавым) бесом сребро­любия». Существует множество разновидностей этого недуга: жад­ность, скупость, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, корыстолюбие. Во всех проявлениях страсти сре­бролюбия есть один общий мотив - желание обладать многим, любовь к самому процессу приобретения и обладания. «Другие страсти на­саждены в человеческой природе как бы врожденные, они имеют в нас начала, сросшиеся с плотью, рождаются почти вместе с нами, предваряют различение добра и зла и, хотя сначала увлекают чело­века, однако побеждаются долгим трудом... А страсть сребролюбия, привходя позднее, извне навязыва­ется душе, оттого легче можно предостеречься и отвергнуть ее. Но, будучи оставлена в пренебре­жении и однажды закравшись в сердце, она бывает гибельнее всех, и ее труднее прогнать. Ибо она становится корнем всех зол, до­ставляя многочисленные поводы к порокам» (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин).

«Сребролюбие связано с другими страстями. Корень всех грехов... есть сребролюбие, а после сре­бролюбия... чревообъядение, силь­нейшее и обильнейшее выражение которого - пьянство» (Святитель Игнатий (Брянчанинов).

По слову преподобного Марка Под­вижника: «Причина всякой греш­ности - тщеславие и желание удо­вольствия».

Все очень просто. Любишь вкусно кушать, ни в чем не ограничивать свое чрево - надо больше зараба­тывать. Завидуешь внешнему виду, одежде и материальному благо­получию других - нужны деньги, чтобы сравняться с этими людьми. Хочешь иметь славу мирскую - надо добиться положения, поста с соот­ветствующими финансовыми воз­можностями и почетом.

«Сребролюбие - корень всех зол; как худые ветви, питает оно все прочие страсти и не дает засы­хать тому, что от него процвело. Желающий истребить страсти пусть прежде исторгнет сей ко­рень их; пока же остается сребро­любие, не сделаешь себе пользы, отсекая ветви; потому что, если и будут отсечены, скоро опять вы­растут» (Прп. Нил Синайский).

РАЗНОВИДНОСТИ НЕДУГА

Скверноприбытчество - получе­ние прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие мо­жет включать в себя всякий обмер, обвес, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло - например, основанный на удо­влетворении или разжигании гре­ховных страстей. Подделка любых документов или использование поддельных документов (напри­мер, проездных билетов), покуп­ка по дешевке краденого - тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда по­лучают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют и, таким об­разом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало ра­ботать»

(«Православный катехизис»).

Мшелоимство - корыстолюбие, взимание «мшела» - корысти. Сюда относятся все виды вымогатель­ства и взяточничество. Примечание протоиерея Сергия Правдолюбова: «Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «зам­шелый» - поросший мхом: заплес­невелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи - вся­кое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Также это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного»

Лихоимство - «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, или даже самые бед­ствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должни­ков процентами, когда владельцы изнуряют зависящих от них из­лишней работой, если во время го­лода продают хлеб по завышенной цене» («Православный катехизис»). В широком смысле «лихоимство» означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении данное слово упо­требляется в Новом Завете (Рим. 1,29; 2 Кор. 9,5; Еф. 4,19 и 5,3; Кол. 3,5).

КОРЕНЬ СРЕБРОЛЮБИЯ - МАЛОВЕРИЕ

Стремление к наживе и обогаще­нию коренится в маловерии и недо­верии Богу и Его Промыслу. Вместо того чтобы соблюдать заповеди Бо­жьи и всецело в жизни уповать на Бога, Промыслителя всего мира, че­ловек стремится создать фундамент благополучной жизни на стяжании. Вот что пишет святитель Григорий Палама: «Страсти, порождаемые сребролюбием, делают трудно победимым неверие в Божествен­ное Промышление. Неверующий в это Промышление опирается на богатство своею надеждой...» Так и святитель Феофан Затворник пи­шет, что «не богатство - беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и быва­ет богат. Кто на единого Бога упо­вает и прилепляется к Нему всем сердцем, тот богат Богом. Кто на что другое уповает, к тому и серд­це свое обращает, кроме Бога, тот этим другим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царство Божие».

Святые Отцы говорят, что богат­ство даётся человеку Богом для того, чтобы он помогал нуждаю­щимся, и к нему надо относить­ся не как к своему собственному имению, но как временно, на срок, вручённому Богом для управления и доброго использования.

Старец Порфирий говорил: "То, пойдем ли мы в рай или в муку, за­висит не от того, сколько у нас денег, много или мало, а от того, как мы употребим то, что имеем. Деньги, имения и все материаль­ные блага не наши, они Божии, а мы ими только заведуем. Бог потре­бует от нас отчета, до послед­ней нашей копейки, в том, как мы ею распорядились, согласно ли Его воле или нет" (Поучения старцев. Сост. Дионисий Тацис).

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ПРЕОДОЛЕНИИ СТРАСТИ СРЕБРОЛЮБИЯ

  • По святоотеческому учению, бо­роться со страстями, в том числе и со сребролюбием, надлежит до самой смерти, не обольщаясь их ослабле­нием или мнимым исчезновением.
  • Преп. Иоанн Кассиан Римлянин учит, что со сребролюбием необ­ходимо бороться с первых же его прилогов, потому что «болезнь сребролюбия, принятая однажды, с большим трудом изгоняется», и при этом важно бороться с самыми по­мыслами, а не только с делами сре­бролюбия.
  • Борьба со сребролюбием заклю­чается в том, чтобы взращивать в себе добродетели, противопо­ложные сребролюбию: милосердие к нуждающимся, милостыню, ще­дрость, бескорыстие, равнодушие к богатству и нежелание стяжания, ревнование о духовных благах и дарованиях, а не о тленном земном имуществе, возделывание в проти­вовес пожеланиям стяжания благих помыслов: страха Божия, памяти смерти, любви к ближнему.
  • Нестяжание - добродетель, про­тивостоящая сребролюбию, ею по­беждается эта страсть. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, что включает в себя нестяжа­ние: «Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роско­ши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. По­следование Христовым запове­дям. Спокойствие и свобода духа. Беспопечительность. Мягкость сердца».
  • Святитель Димитрий Ростовский учит уповать на Бога: «Не бойся оскудения ни в чем, ибо прежде ты не имел ничего - теперь же имеешь и, если не имеешь, - будешь иметь. Ибо не оскудел Тот, Кто все соз­дал, и никогда не оскудеет. Крепко веруй этому: не оскудел Привед­ший все из небытия в бытие; Даю­щий пищу алчущим. Насыщающий всякое животное преизобилен во всем. Не будь скуп в подаянии про­сящим и не отвращайся от Того, именем Которого у тебя просят; дай все - Дающему тебе, да прии- мешь от Него сторицей».

Составлено по материалам сайтов:

Азбука веры: http://azbyka.ru ;

http://www.verapravoslavnaya.ru