Подписаться на рассылку

Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

О курении

 

 

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом»

(Лук.16:10)

 

Грех курения, как и  грех сквернословия, охватил в наше время почти всех — от мала до велика. Курят почти совсем еще дети, курят молодые мамы, везущие в  колясках малышей, нередки даже бабушки, выгуливающие своих внуков на детских площадках с сигаретой в  зубах. Мы и  не заметили, как человек, дымящий нам в лицо сигаретой, стал нормой общественного сознания. Курит? Что ж... Если он этого хочет, если у него такая потребность... Но откуда взялась такая потребность? Ведь человеческой природе курить не свойственно. Дышать воздухом, есть, пить, спать — да. Но курить, отравлять свой организм ядом, дышать зловонным дымом — это требование греха, а не требование природы.

! И  даже многие из христиан считают этот грех простительным, мелким, «несмертным грехом». И вот этот «несмертный грех» так захватывает человека, что он становится настоящим рабом его. Вы проснулись утром, и первое желание, которое охватывает вас, — покурить. Вы не осеняете себя крестным знамением, не произносите утренней молитвы, а выкуриваете сигарету. «На Богослужении воскуривают ладаном, как и рабам греха не изобрести своего рода курения? — говорит по этому поводу святой Никодим Святогорец. — Первое приятно Богу, второе должно быть приятно врагу Божию — диаволу».

Мелкие грехи дозволяются человеческим законом, они не приводят в тюрьму. Табак дозволен, как и  маленькая ложь, как незаметная неправда, как убийство человека в  сердце или в  утробе. Но Господь не мирится ни с маленькой ложью, ни с одним прелюбодейным взглядом, ни с единым убийственным словом, не говоря уже о настоящем убийстве детей. Маленькая травка беззакония так же окаянна перед Господом, как и большое дерево преступления. И настоящий христианин, конечно, не тот, кто делает великие дела, но кто удерживается и  от самых малых преступлений.

Курение изначально являлось частью ритуалов поклонения языческим богам ацтеков, которым приносились, в  числе прочих, и  человеческие жертвы. Христиане прекрасно знают, что это за боги. «О как тщательно диавол и мир засевает своими плевелами ниву Христову, которая есть Церковь Божия, — писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. — Вместо Слова Божия усердно сеется слово мирское, вместо ладана — табак. Бедные христиане! Совсем отпали от Христа».

Все, что дано человеку Господом, должно использоваться во благо. Телесное здоровье  — бесценный дар, и  каждое наше действие, причиняющее вред здоровью,  — настоящий грех перед Создателем. То, что курение губительно для здоровья, доказывают все современные медицинские исследования. Нет ни одного органа, который бы ни страдал от воздействия табака. Особенно уязвимы становятся органы дыхания  — бронхи и легкие. Доказательств, фактов и убедительнейших примеров того, что курение несет лишь вред и  погибель, бесчисленное множество.

Если говорить о духовном корне страсти курения и  всех мелких «оправдываемых» противозаконий духа, то это есть распущенность. Не только тела, но и души. Это ложное успокоение своих нервов, так считают многие курильщики, не сознавая, что нервы — плотское зеркало души. Но «успокаивание» это ведет ко все большему удалению от истинного покоя, от истинного утешения Духа. Сейчас  — пока есть тело — его надо возобновлять постоянно. После  — это наркотическое успокоение будет источником мучений души в  загробной жизни.

Нужно помнить, что по смерти, по разделении души от тела не освободившаяся от той или иной страсти душа перенесет эту свою страсть в  потусторонний мир, где при о т с у т с т в и и тела невозможно будет эту страсть удовлетворить. Душа будет томиться и  гореть непрестанной жаждой греха и  похоти. Ненасытной потребностью в  еде будет мучиться после своей смерти тот, кто и  раньше думал только о еде. Пьяница будет невероятно терзаться, не имея тела, которое можно успокоить, только залив алкоголем. Блудник будет испытывать такое же чувство. Корыстолюбивый  — тоже, и  курильщик  — тоже.

Вот наглядный пример: если курильщик не покурит несколько дней, что он будет испытывать? Известное мучение, смягчаемое еще всеми отношениями и  развлечениями жизни. Но отнимите жизнь с  ее развлечениями... Страдание обострится. Страдает не тело, но душа, живущая в  теле, привыкшая через тело удовлетворять свою похоть, свою страсть. Лишенная удовлетворения, душа страдает. Зная это, можно ли безразлично относиться к своим страстям? К этому страшному огню?

Курение, таким образом, отдаляет человека от горнего духовного мира, служит одним из серьезных препятствий на пути спасения собственной бессмертной души, склоняя ее ко греху, подчиняя своеволию тленной плоти.

Молиться духом, куря папиросу, невозможно. Невозможно проповедовать, куря папиросу. Перед входом в  храм Божий откидывается папироса... но храм Божий — ведь это мы.

Но как же побороть в  себе беса этой богомерзкой страсти? Конечно, прежде всего, помочь может желание избавиться от этого порока и  горячая молитва. Если человек уже решился на этот шаг и  приготовил в  своей душе место для благодати Божией, то он ощутит в себе ее удивительное воздействие, ее незримую помощь.


 

В 1905 году отец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий, в поезде он занял место напротив купца, который дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету. Отец Силуан поблагодарил за предложение, но отказался. «Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? — спросил купец и добавил. — Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и вообще в ходе жизни...» И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения. Тогда все-таки отец Силуан решился возразить: «Господин, прежде нем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно «Отче наш»». Но купец ответил: «Молиться, перед тем как курить, как-то не идет». Преподобный Силуан заметил: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».


А вот что пишет преподобный Амвросий Оптинский:

«Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и  тела, так как табак расслабляет душу, умножает и  усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска — это следствия болезненности души от табакокурения.

Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и  причаститесь Святых Таин, и  читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а  когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет — и опять читайте Евангелие. — Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона в  память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы», — такой ответ получил от преподобного Амвросия один мирянин, заядлый курильщик, обратившийся за советом к святому. И этот совет оказался действенным. Последуем же ему и мы.

Молитва от страсти курения преподобному Амвросию Оптинскому

Преподобие отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью. Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, очисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть туда, откуда пришла, во чрево адово. Аминь.

Кто хочет каждую минуту быть храмом Божьим — откинет папиросу, как всякую ложную мысль, всякое нечистое чувство. Отношение к маленькому душевному движению в себе — термометр горячности веры человека и его любви к Богу.

 

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

www.newmartyros.ru